Аутизм
: любовь творит чудеса!
Аутизм -
это нарушение развития (проблемы с
социальными навыками, речью и поведением).
У разных деток оно проявляется по-разному.
Невозможно найти абсолютно одинаковых
малышей-аутистов, каждый имеет свои
особенности: одни говорят, отвечают на
вопросы, откликаются; другие – нет или
делают это редко. Среди них встречаются
дети как с выраженной умственной
недостаточностью, так и с высоким
интеллектом, развитой речью. Все потому,
что мозг аутиста обрабатывает информацию
по-особому.
Аутизм сильно влияет на ранее развитие
ребенка, а последствия этого влияния,
как правило, отражаются на всей жизни
человека. Медицинских анализов, с помощью
которых можно диагностировать аутизм,
не существует. Диагноз ставится на
основании наблюдения за тем, как ребенок
ведет себя, как общается с другими.
Основные
симптомы аутизма, т.н. триада нарушений,
проявляющаяся до трех лет:
Нарушения
социального поведения (неумение дружить
со сверстниками, нежелание делиться
мыслями или переживаниями, отсутствие
интереса к окружающему миру и
сопереживания, и пр.).
Коммуникативные
нарушения (годовалый ребенок не лепечет,
не машет ручкой на прощание; к двум-трем
годам не говорит, или не может
самостоятельно строить фразы хотя бы
из двух слов; в три года отсутствует
идентификация собственного «я» - на
вопрос матери: «Ты хочешь кушать?»
утвердительно ответит: «Ты хочешь
кушать», и т.д.).
Стереотипность
и ограниченность вариантов поведения
(приверженность к определенному порядку,
к одной и той же одежде, еде, маршруту;
повторение одних и тех же слов, движений;
отсутствие воображения и пр.).
Речь у таких детей
развивается медленно, ребенок может
использовать жесты вместо слов или
придавать словам неверное значение.
Часто они не отвечают на улыбки. Аутизм
означает целый спектр нарушений развития,
которые начинают проявляться в раннем
возрасте и оказывают влияние на человека
на протяжении всей его жизни. Больные
аутизмом также могут отличаться
повышенной или пониженной чувствительностью
к звукам, прикосновениям, вкусу, цвету,
запахам.
Родители
не должны уповать на то, что ребенок
«перерастет» и все наладится. Обращение
к специалисту и раннее начало лечения
дает шанс вырастить человека, который
проживет полноценную жизнь. При наличии
у трехлеток всех симптомов начинать
лечение в пять лет – это недопустимое
опоздание на два самых важных года!
Обратитесь к
врачу, если вы стали замечать у своего
ребенка следующие
особенности:
-
не лепечет и не гулит в возрасте 12
месяцев; - не делает указательных
жестов, не машет рукой, не делает
хватательных или других движений в
возрасте 12 месяцев; - не говорит
отдельные слова в 16 месяцев; - не
произносит фразы из двух слов в 24
месяца; - ребенок не отзывается, когда
его зовут по имени; - не может объяснить,
чего он хочет; - испытывает задержку
темпов речевого развития; - не следует
никаким указаниям взрослых; - периодически
появляются нарушения слуха; - не
понимает, как играть с той или иной
игрушкой; - плохо устанавливает
визуальный контакт; - не улыбается
другим; наблюдается утрата речевых или
социальных навыков в любом возрасте.
Часто у родителей
таких детей создается ощущение, что
ребенок живет в своем собственном
отдельном мире. Подозреваете
у ребенка аутизм? Обратитесь к
квалифицированным специалистам. Для
того чтобы обследование было основательным,
должна работать мини-команда (психиатр,
психолог, логопед). Поговорив с ребенком,
понаблюдав за ним, протестировав его,
а также пообщавшись с родителями, они
установят, действительно ли у ребенка
аутизм.
Некоторые
аутисты могут вести относительно
самостоятельную жизнь, а другим на
протяжении всей жизни требуется помощь
специалистов.
Если аутизм диагностирован, ребенку
назначат лечение, направленное на раннюю
коррекцию процесса. Существуют различные
методики коррекции поведения. Если
терапия начинается в раннем возрасте,
она может дать хороший эффект. Физио-,
трудотерапия, логопедия
направлены
на специфические особенности ребенка.
Специальное обучение корректирует
поведение ребенка и помогает в приобретении
различных навыков. Детям, страдающим
аутизмом, легче всего адаптироваться,
заниматься и работать в высоко
организованной среде. Как показали
исследования, аутизм это одно из
заболеваний, которое некоторым детям
с возрастом удается перерасти.
Используемые
методы психолого-педагогической
коррекции:
Игротерапия
(песок, вода, крупы, краски, игрушки).
Постепенно, предметная игра переходит
в ролевую.
Арт-терапия.
Каждый тип аутизма - это абсолютно
разные требования к изучению среды, а
также разные интересы и увлечения
ребенка. Также, широко используются
разные виды искусств: бытовое,
декоративно-прикладное, изобразительное.
Медикаментозная
коррекция (назначается после консультации
врача).
Педагогическая
коррекция (обучение навыкам
самообслуживания, пропедевтика
обучения).
Больные
аутизмом дети нуждаются в бережном
привитии им социальных навыков с помощью
индивидуальных обучающих программ.
Основным методом воздействия на течение
и глубину аутизма считается специальное
обучение по индивидуальной программе.
Чем раньше будет поставлен диагноз и
начнется реабилитация, тем больше шансов
не дать болезни поглотить разум ребенка.
Родители больных аутизмом детей
сталкиваются с невероятно сложной
задачей - максимально адаптировать их
к жизни и к взаимодействию с окружающим
миром. Коррекция требует огромных усилий
и терпения, поскольку сам ребенок не
заинтересован в выходе из пространства,
замкнутого на самом себе. Преодоление
еще одной трудности - восприятия аутистом
времени - возможно с помощью планирования
событий дня и обозначение их картинками
и другими символами. Все это призвано
снизить тревогу, сделать заранее
известным и привычным порядок дел и их
особенности. Такое планирование
рекомендуется не только учебным
заведениям, но и семьям для использования
в условиях дома. Оно способствует
улучшению понимания того, что и когда
хотят от аутиста, а это, в свою очередь,
дает ему время на подготовку к событию
и предупреждает возникновение страха,
который может возникнуть из-за
неизвестности и непонимания требований
окружающих. Работа начинается со строгой
организации речевого режима, так как
излишняя беспорядочная слуховая нагрузка
задерживает развитие понимания и самой
речи. Трудно
представить меру одиночества больного
ребенка, который не умеет выразить своих
чувств, желаний и настроений. Он испытывает
любовь и привязанность, радуется и
печалится, тревожится и боится. Ему
доступна вся гамма чувств обычных людей.
Единственно чего он не может - это
выразить свои чувства и самостоятельно
преодолеть одиночество.
Для
облегчения развития моторных навыков
и устранения отчужденности и страха у
детей, страдающих аутизмом, с успехом
применяется анималотерапия( специально
обученные собаки, лошади и дельфины).
Последние исследования доказывают, что
метод дельфинотерапии имеет несколько
исключительных преимуществ в лечении
детей, страдающих аутизмом. Есть еще
один важный момент использования
дельфинотерапии у детей, страдающих
различными формами аутизма: воздействие
на организм ребенка ультравысокими
частотами, излучаемыми сонаром дельфина,
приводит к выработке эндорфинов (гормонов
счастья). Эндорфины способствуют лечению
аутизма: стимулируют мозговую деятельность,
улучшают процессы мышления и запоминания,
повышают иммунитет. Сеансы дельфинотерапии
улучшают настроение ребенка и его общий
тонус.
Осложнения:
Иногда
детям с аутизмом свойственно самоистязание,
которое может проявляться значительными
повреждениями на теле. Кроме того, у
таких детей часто повышен порог болевой
чувствительности, и ребенок может не
реагировать на достаточно болезненные
раздражители. Такому ребенку требуется
лекарственная терапия, в особенности,
если необходим контроль поведения, при
котором больному свойственно самоистязание.
Нельзя забывать, что ребенок с РДА
(ранним детским аутизмом) не должен
приспосабливаться к окружающим его
взрослым, а они должны приспосабливаться
к нему. Для этого можно организовывать
ребенку соответствующие «уголки», что
снимет у него напряженность, связанную
с предсказуемостью того, чем придется
заниматься. Для полной адаптации к
пространству можно экранировать рабочее
место, защищая ребенка от отвлекающих
моментов.
Для
содействия приобретению ребенком-аутистом
языковых навыков необходимо выполнение
следующих
рекомендаций:
сократить количество
прямых вопросов, таких как "Что это?”,
"Что ты делаешь?”, "Что ты хочешь?” и
т.д.;
комментировать
действия ребенка (вопросы и команды
задерживают развитие речи, комментарий
способствует ее развитию);
ждать и подавать
сигнал (при этом следует установить
зрительный контакт, ребенок должен
видеть, когда с ним хотят заговорить);
создавать
коммуникативные ситуации;
использовать больше
жестов и мимику лица;
при каждой возможности
повторять одни и те же слова и фразы;
не корректировать,
а моделировать (вместо исправления
ошибок следует показать пример);
облегчать сложность
речи;
адаптировать
(постепенно усложнять) свою речь по
мере развития возможностей ребенка;
использовать
преувеличение интонации, громкости и
темпа речи (для удерживания внимания
ребенка). Выражение лица и интонации
должны обозначать то же, что и слова;
смотреть в глаза
(ребенок должен научиться смотреть в
глаза собеседнику);
реагировать (всегда
и немедленно отвечать на попытку ребенка
что-то сказать, установить контакт);
делать общение
удовольствием (приятный голос, улыбка);
петь для ребенка
(в некоторых случаях дети гораздо лучше
могут понять информацию, если ее
пропеть).
Задача
родителей – не пытаться «втянуть»
малыша в свой обычный мир, а попробовать
приспособиться к его миру. По-другому
нельзя! Только тогда ребенок будет расти
спокойным (насколько это возможно) и
счастливым. Ему очень важно знать, что
его любят. Но для него проявление любви
– это, как правило, не поцелуи и объятия,
а предсказуемость мира, созданного
мамой и папой. Не слушайте совета «просто
любить, принимать таким как есть, не
мучать ребенка занятиями и диетами».
Здесь нет дилеммы: любите и принимайте
ребенка, боритесь с его заболеванием.
Аутизм – это все-таки заболевание, и
оно не повод ни для бездействия, ни для
стыда, ни для гордости.
Не ищите
«таблетку от аутизма», не рассчитывайте
на короткий и легкий путь:
Старайтесь
всегда иметь план конкретных действий
на ближайшую перспективу.
Постарайтесь
не думать, что вам тяжелее всех. Именно
здесь таится опасность впасть в
уныние, а то и
потерять друзей.
в родительские
сообщества.
Основные
(базовые) рекомендации родителям и
специалистам:
хвалите
ребенка за сотрудничество и внимание,
даже если задание ему не удалось;
следите,
чтобы на рабочем месте не было беспорядка
и отвлекающего шума (громких звуков);
не
нужно ждать, пока ребенок обратит на
вас внимание - обратите его внимание
на себя;
наблюдайте
за ребенком, своим поведением он
подскажет Вам в каком направлении
проводить коррекцию психического
развития.
Данные
рекомендации и разъяснения помогут Вам
достичь желаемого результата- социализации
в общество, развитие психоэмоциональной
сферы Вашего ребенка.
На
настоящий момент не существует способа
«вылечить» аутизм. Тем не менее, есть
множество методов, которые способствуют
обучению и развитию людей с аутизмом и
могут оказать им огромную помощь.
Аутичный
ребенок может быть и высокоинтеллектуальным
и умственно отсталым, может быть одаренным
в какой-то области (музыка, математика),
но при этом не иметь простейших бытовых
и социальных навыков. Один и тот же
ребенок в разных ситуациях может быть
неуклюжим, а может демонстрировать
удивительную моторную ловкость.
Вспомните фильм «Человек дождя», где
главный герой, болеющий таким недугом,
имел феноменальную память и умел
молниеносно считать, выполняя различные
математические действия в уме. Все
ребятишки-аутисты в чем-то талантливы.
Ключик
счастья для ребенка – это его талант.
Помогите ему раскрыться! Наверняка
и ваш ребенок что-то делает очень хорошо.
Он отлично рисует или быстро складывает
сложные пазлы? Развивайте такие
способности! Это пойдет на пользу и вам,
и ему. Кто знает, может, благодаря подобным
стараниям ребенок станет великим
художником, дизайнером одежды либо даже
инженером! Кроме того, поддерживайте
его привязанности. Так, любовь к машинам
используйте и в обучении математике
(подсчет скорости), истории (развитие
автомобилестроения во времени).
Социально
адаптированный ребенок с аутизмом так
и останется особенным, но диагноз
перестанет быть приговором на бессрочное
одиночество.
Если
у вас возникли вопросы, ОБРАЩАЙТЕСЬ в
центр социально-психологической
реабилитации детей с функциональными
особенностями по адресу:
вул.
Бочковича, 101в;
контактные телефоны:
3-00-55; 2-22-01.
Завідувач
центру соціально – психологічної
реабілітації
дітей та молоді з
функціональними
обмеженнями
Н.Г.Шалашна
|